Что такое “сюрвей” и зачем он нужен?
Понятие “сюрвей” и “сюрвейер” пришло из системы страхования морских перевозок. В страховании surveyor – это инспектор, который осматривает имущество для дальнейшей его оценки и страхования. Но зачем нужны услуги сюрвейеров в грузоперевозках и логистике? Разбираемся в нашей статье.
Сюрвей в логистике
В грузоперевозках сюрвейерские услуги оказывают с целью установления соответствия состояния/комплектности груза документам. Услуга может проводиться на любом этапе пути и включать в себя даже самый кропотливый пересчет товаров с фотофиксацией. Если в результате проверки будут выявлены повреждения или несоответствия, агент фиксирует их характер и масштаб.
Особенно востребована данная услуга в международных перевозках. Интернациональные грузоперевозки включают трех основных участников – поставщика, перевозчика, грузовладельца (получателя), а также множество контрагентов (экспедиторов, складские помещения, страховые и таможенные органы). И на любом этапе может возникнуть спорная ситуация относительно груза, где необходимо оценить степень ответственности каждого элемента (участника) цепи. Для этой оценки и привлекают “третью” независимую сторону.
Также часто услугами пользуются импортеры при транспортировке хрупких грузов, которые требуют дополнительного контроля за упаковкой товара.
Немаловажным этапом в логистике является страхование груза. Когда он принят для страхования, отчет сюрвейера будет основным для определения суммы возмещения в случае нанесенного ущерба.
Стоит отметить, что в спектр дополнительных услуг такого инспектора может входить оценка самого грузоперевозочного транспорта. В ходе оценки будет проверено соответствие определенному типу грузоперевозок, наличие необходимых разрешений и свидетельств. В отчете агент сюрвея может быть указан номер пломбы грузового отсека.
Основной перечень услуг
В него входит:
- оценка ущерба грузов, контейнеров, самих транспортных средств,
- контроль и инспекция прохождения грузов,
- взятие проб для лабораторных исследований,
- проверка упаковки, маркировки,
- оценка/контроль складирования, хранений грузов,
- тальманский счет (т.е. определение количества мест штучного груза на судне для подтверждения факта кражи груза),
- освидетельствование пригодности контейнеров,
- инспекция ТС на пригодность к грузоперевозкам,
- независимая консультация и экспертиза при спорах/претензиях,
- пломбирование/распломбирование вагонов, авто, контейнеров, судов,
- расследование страховых случаев и поиск информации.
Основные этапы сюрвейерской проверки
- Подготовка
Да этой стадии обсуждаются все детали с заказчиком (инициатором проверки): перечень услуг, на каком этапе осуществляется инспекция и т.п. После изучения предоставленных заказчиком материалов, сюрвейер составляет план действий, сроки проведения, а также расчет предварительной стоимости работ.
- Экспертиза
Осматривается перевозимый товар/ТС не только с отчетной. но и фото-, а также видеофиксацией результатов проверки. Во время осмотра составляется акт, в котором отображается выявленные нарушения, повреждения и их степень, оценивается стоимость ущерба относительно прошедшего в негодность груза, а также фиксируется факт хищения (если он есть). После заказчик получает рекомендации по устранению причин убытков.
Важно отметить, что сюрвейер – независимая сторона, которая может выступать в качества эксперта или свидетеля в суде.
- Отчет
На основании официального документа – акта осмотра – рассчитывается сумма ущерба и его причины. Отчет состоит из следующих разделов: преамбула, основная часть, заключение, приложения (документы, видео, снимки, пр.). В самом отчете также отображается описание инспектирующего объекта, причины обращения, место и время. Окончательный документ заверяется подписью и печатью компании, оказавшей сюрвейерские услуги.
Особенности морского сюрвея
Поскольку сама процедура пришла именно от моряков, то морские сюрвейерские услуги отличаются более широким спектром процедур, а также четкой структурой. Кроме того, у морской процедуры есть несколько видов:
- Драфт сюрвей (“draft survey”) – определение веса погруженного/выгруженного судна. Выполняются измерения на носу, мидели и корме, что обеспечивает высокоточность результатов. Для определения веса таким способом существуют специальные протоколы
- Взятие проб топлива, балласта, груза (“sampling”)
- Определение топливного объема на борту (“bunker survey”)
- Сопровождение при перегрузках, инспекция при вводе/выводе корабля из чартера
- При грузовой инспекции (“discharging supervision”) проверяется корректность погрузочных работ: надежность крепления, условия хранения/транспортировки, другое.