Первые способы перевозки грузов
На протяжении многих веков людям требовалось перемещать тяжелые и объемные предметы на большое расстояние. Люди переселялись, ходили в военные походы, строили новые поселения. Конечно, первые приспособления не были автоматическими, да и были небольшого размера, однако они значительно облегчали перевозки.
Появление колеса и телеги
Сложно представить себе транспортировку груза без приспособления для езды, ведь на себе далеко ничего не унести. Не известно, когда появилось первое колесо, однако его широко использовали в самых разных сферах: на мельницах, в добыче воды, при открытии и закрытии ворот – колеса стали частью большинства инструментов и механизмов. Благодаря им появился первый транспорт, способный перевозить крупный груз.
Первыми появились повозки на двух колесах – колесницы. В качестве тяговой силы выступала запряженная в колесницу лошадь. Их использовали в основном в военных целях – на колесницах передвигались лучники и командиры. Чуть позже на них стали перевозить небольшое количество оружия или продуктов.
Телеги – это повозки на четырех колесах, в которых также запрягались лошади, иногда ослы, коровы или мулы. Четырехколесная повозка перевозила людей и вещи. Первые телеги делали из древесины, сегодня их чаще создают из синтетического материала, а колеса снабжают пневматическими шинами.
Упряжка была дышловой или оглобельной. И хотя на первый взгляд кажется, что устройство телеги очень простое, на самом деле это очень сложное сооружение, в сборке которого используется большое количество деталей. Раньше на сборку одной телеги уходило 1,5-2 месяца.
Классические телеги могли увезти до 750 килограмм груза, были размером в 1,5 х 2 метра и весили почти 300 килограмм. Передние колеса имели меньший диаметр, чем задние – такая конструкция обеспечивала более безопасный и мягкий подъем и спуск с возвышенностей. Диаметр передних колес в среднем был 60-70 сантиметров, а задних – 70-100 сантиметров.
Перевозки на телегах в СССР
Во времена Советского Союза на его территории одновременно работало 12 телегостроительных заводов. Самым крупным был завод «Смена», находившийся в Боровичах. К 1980-му году этот завод выпускал до 2000 телег в месяц. Эти телеги использовались во всех регионах страны для транспортировки вещей. Одна телега стоила 200 рублей, то есть 4 средние зарплаты или 2 военные. Телеги с резиновыми колесами стоили уже 450 рублей. Сегодня же одну новую обычную телегу можно купить за 10 000 рублей.
Назад